Народ это место не для срача! Здесь будем выкладывать воспоминания и тому подобные тексты найденные в интернете. Ну или сами авторы инструментов
ОПЕРЕДИВШИЕ СВОЁ ВРЕМЯ (Грибер Альфред Михайлович)
1-го марта 1980 года наша лаборатория электромузыкальных инструментов была преобразована в научно-исследовательский отдел товаров народного потребления (НИО-17) Специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ) производственного объединения (ПО) "Электроизмеритель". Наш отдел теперь состоял из нескольких лабораторий и секторов. Увеличился штат отдела за счёт новых сотрудников.
Появились новые электромузыкальные инструменты - электронный аккордеон "Эстрадин-8А", электронный баян "Эстрадин-182", электронный музыкальный синтезатор "Эстрадин-230", электронный орган "Солярис" ("Эстрадин-314").
Для тех читателей, кому эти названия ничего не говорят, я приведу некоторые характеристики данных инструментов.
Электронный аккордеон "Эстрадин-8А" и электронный баян "Эстрадин-182" были разработаны как унифицированные инструменты. У них было по два небольших электронных блока и две педали. Было три канала образования тембров - оркестровые микстуры, аккомпанемент и синтез-регистры. Из звуковых эффектов присутствовали частотное вибрато, послезвучие, перкуссия, повтор, "вау"-эффект, звуки ритмического сопровождения (барабан, щётки).
Электронный музыкальный синтезатор "Эстрадин-230" был предназначен для создания различных звуков в широком диапазоне частот. Это был мелодический (монофонический) инструмент с неограниченными тембровыми возможностями. Он мог воспроизводить любые звуки и шумы.
Электронный орган "Солярис" ("Эстрадин-314") представлял собой компактный инструмент с клавиатурой в 4 полные октавы, который обладал чистым звучанием и позволял добиваться как очень мягких, так и очень звонких тембров. Из звуковых эффектов присутствовали глиссандо на две октавы вниз, фильтр для регулировки всех составляющих звука, частотное вибрато, тембровое вибрато, послезвучание, бриллианс для повышения общей яркости звучания на всех регистрах, подстройка диапазона в полтора тона.
Мы осторожно назвали этот инструмент электроорганом. Но по сути, это был первый советский полифонический синтезатор, который очень экономичными, я бы сказал, даже скупыми средствами позволял достичь эффектов звучания синтезатора. Это сразу заметили эксплуатирующие "Солярис" музыканты, которые назвали его "волшебным инструментом". Кроме того, в советское время это был самый недорогой полифонический электромузыкальный инструмент, доступный даже школьникам.
Моя работа в НИО-17 была разноплановой. Как музыкант я участвовал в разработке всех музыкальных параметров, характеристик и эффектов наших инструментов, в настройке их звучания, в проверке их работоспособности, а затем в демонстрации их работы на показательных различных выступлениях: концертах, выставках, ярмарках, конференциях, торжественных мероприятиях.
Как филолог я разрабатывал всевозможную текстовую документацию на электромузыкальные инструменты: технические задания, технические условия, руководства по эксплуатации, руководства по ремонту. Это требовало от меня не только литературного мастерства, но и знания всех нормативных документов - ГОСТов, ОСТов, всяческих инструкций и положений.
Как инженер-конструктор я выполнял различные технические задания, связанные с разработкой, настройкой, проверкой и внедрением в жизнь наших электромузыкальных инструментов.
И если бы меня тогда спросили, что берёт надо мной верх, то я бы ответил так:
- Раньше, безусловно, музыкант. А теперь две профессии - музыкант и инженер-конструктор - стали для меня одинаково важными.
Со мной в одной комнате работал Яша Тененбаум, который был, не только по моему мнению, асом цифровых схем. Мы с ним работали вместе ещё над авторитмом "Эстрадин-11". Я тогда разрабатывал музыкальные ритмы в 16 различных вариантах, а Яша их успешно воплощал в цифровые схемы. Мне нравилось с ним работать, потому что он был очень серьёзным, ответственным, думающим и, самое главное, талантливым человеком и инженером. А ещё Яша был хорошим товарищем все те годы, что мы провели вместе с ним в лаборатории.
Когда в нашем отделе началась разработка нового электронного баяна высшей категории "Орион" ("Эстрадин-084"), одной из задач, которая встала перед нами с Яшей, была система аккомпанемента. Планировалось, что в тракте аккомпанемента будут звучать басы (бас-гитара, контрабас, баян), аккорды (ритм-гитара, пиано, баян), арпеджио (пиано) и ударные (большой барабан, малый барабан, бас-том, альт-том, тарелка, хет).
Все эти звуки должны были звучать в 16 запрограммированных ритмических рисунках (марш, диксиленд, босанова, танго, латин, афро, блюз, диско, рок 1-4, вальс 1-2, слоу-рок, свинг).
Предусматривались следующие режимы работы тракта аккомпанемента:
- исполнительский (басы, аккорды, большой барабан, хет);
- полуавтоматический (басы, аккорды, автоматическое воспроизведение ритмов ударными);
- автоматический (автоматическое воспроизведение ритмов ударными, басами, аккордами и арпеджио).
Просматривая патенты, я выяснил, что автоматический режим аккомпанемента разрабатывался в разных интерпретациях и в СССР, и за рубежом. Он применялся, как правило, в электроорганах. Основной недостаток подобных систем состоял в том, что басовый аккомпанемент, который во многом определяет музыкальную ценность ритмического рисунка, был очень беден и в значительной степени не зависел от исполнителя.
Продолжение
http://zhurnal.lib.ru/g/griber_a_m/<\/u><\/a>